Фотографируем звёздное небо. Правила. Идеи. Особенности.
 


Мы в соцсетях:

nightscape.ru вконтакте nightscape.ru в instagram
nightscape.ru в twitter Наш проект на Facebook

 

 

 

Последние ночные фото

 Отчёт об экспедиции

 

 
 
   
   

Фотографируем звёздное небо. Правила. Идеи. Особенности.

«В серии своих статей, я лишь могу показать вам направление и способы передвижения в этом направлении. Но то, как вы будете снимать - зависит полностью от вас»

Эта часть, больше интересна будет для тех кто уже ознакомился с азами ночной съёмки, а может и для опытных астрофотографов. Я кратко повторю возможные ошибки, а так же расскажу об идеях и некоторых особенностях, которые могут вам пригодиться, если вы окажетесь в новой для вас среде.

Коротко, повторим, что следует учитывать

- запотевание объектива (во время выпадения росы, при резком перепаде температуры, когда занести объектив с мороза в тепло, а так же если в мороз случайно дыхнуть на объектив). Помогает грелка для объектива или отогревание портативным феном.

- сбитый фокус (случайно задели объектив и сдвинули кольцо фокусировки, или же в течение ночи резкий перепад температуры так же может дать небольшую расфокусировку). Некоторые объективы оснащены фиксирующим кольцом, предотвращающим вращение кольца фокусировки. Внимательность, а так же периодическая проверка фокуса между сессиями помогут избежать этой ошибки.

- слабый штатив или порывистый ветер. В сложных, ветреных условиях можно подвесить на штатив груз, например камень, привязанный на шнурках или заранее заготовленной верёвке. Позаботьтесь о достаточно жёстком штативе для вашего комплекта фотоаппаратуры

Правила и идеи

Напомню, в предыдущей статье "Первые шаги в фотографировании ночных пейзажей", я поведал о том, что главное не только фототехника в распоряжении ночного фотографа, но и видение пейзажа, идея и подготовка. В подготовку входит не только подготовка непосредственно перед съёмкой, но и разведка днём, если таковая возможна. Не менее важна и художественная составляющая в пейзаже ночью, если вы хотите передать свои ощущения единения со звёздным небом зрителю. Остановимся подробнее на некоторых правилах и идеях, которые помогут вам при компоновке кадра.

Правило 1/3 или золотое сечение.

Одно из основных правил дневной пейзажной съёмки. Не стоит им пренебрегать и ночью. Старайтесь земные объекты размещать, учитывая это. В центрах золотого сечения хорошо размещать объекты и в небе, будь то Млечный Путь, спускающийся в один из таких центров или имеющий там самую яркую свою часть, или же какие-то яркие звёзды, Луну, яркие участки северного сияния. Горизонт так же, желательно размещать по правилу 1/3, либо ниже середины, либо выше. Естественно могут быть и исключения.

Создание движения в кадре или диагональная перспектива

Так же интересные кадры можно компоновать с диагональным расположением объектов, которые как бы затягивают зрителя в кадр. Будь то Млечный путь, расположенный по диагонали и проходящий через точки золотого сечения, а может быть и живописная дорога на земле, плавно перетекающая или пересекающая, т.е. указывающая на объекты на небе.


Золотое сечение и диагональная перспектива в ночном пейзажеПример фотографии, где ключевые объекты - Млечный Путь и Эльбрус со светящимся урочищем у подножия, размещены практически в точках золотого сечения, при этом я попытался сохранить баланс кадра, оставив симметричный склон горы справа. Так же извивающаяся дорога ведущая к Эльбрусу задаёт движение в направлении горы, в то время как на небе Млечный Путь наоборот, изгибаясь "ниспадает" в центр кадра. Тем самым, фотография акцентирует внимание на главном - Эльбрусе ночью.

Центральная композиция

Центральная композиция очень хороша в условиях, когда отсутствуют земные объекты, или их крайне мало. В таком случае, помимо пробы с золотым сечением, можно попробовать и центральное расположение. Например, разместить в кадре одиноко стоящее дерево посередине, а над ним звёздное небо или вертикальный млечный путь. За отсутствием деревьев, или каких либо ещё объектов, интересные кадры получаются с участием людей. Можно и себя сфотографировать на фоне звёздного неба, что я и сделал, в ходе нашей поездки на Кавказ в 2014 году.

Центральная композиция в ночном пейзаже в условия недостатка объектов переднего планаПример центральной композиции вместе с использованием на переднем плане человека. В данном случае автопортрет.


Цветовая и тональная композиция

Так же, как и днём, тональная и цветовая композиция поможет создать глубину пространства. Подсвечивая передний план, помните, что не всегда равномерная засветка по всему диапазону будет выглядеть красиво, да проработаются все детали, но глубина потеряется. Источники света вдалеке тоже интересно пытаться разместить в точках золотого сечения. Так же пробуйте использовать любой подручный свет, будь то свет от костра, фонаря или же от свет от дисплея телефона.

Помня эти основные правила, не забывайте экспериментировать и со своими идеями, будь то романтическое селфи со своей второй половинкой или ваш любимый авто под звёздным небом. Главное не бояться и не лениться.

Локальная подсветка переднего плана в ночном пейзаже Подсветка от дисплея ночью
Пример локальной подсветки софтбоксом со вспышкой в первом случае и использование сюжетной подсветки от дисплеев фотоаппаратов во втором случае.

Особенности съёмки в разных условиях

А сейчас вы поймёте, почему лучше иметь несколько объективов и для ночной съёмки, не только широкоугольные, но и с бОльшим фокусным расстоянием. Рассмотрим несколько самых распространённых видов местности, где возможно вы проживаете, или планируете фотографировать звёздное небо.

  1. Пустынная или холмистая местность. Может быть и натуральной песчаной пустыней или заснеженной тундрой. Тут всё просто, широкоугольник в большинстве случаев. Если это север, то полярные сияния, сумеречное небо, первые звёзды и практически отсутствующий передний план. За передний план, если не получается найти кустов, деревца или живописные камни, может вполне сойти и огромный перемёт, или ледяные торосы на реке, озере или океане, если вы снимаете на крайнем севере. В пустыне же, это наверняка будут дюны, возможно оазис, возле которого вы заночевали. Так же хорошо будет смотреться подсвеченная изнутри палатка аля «Отель 1000 звёзд».
  2. Обычная равнина, с лесостепью, реками и озёрами. Тут сложнее всего. Казалось бы, и объектов много вокруг, и разнообразие больше, но на самом деле оказывается, что передний план живописный подобрать сложнее. Если это лес, то зачастую в нём полный хаос, найти одинокое красивое дерево проблемно. Это проще сделать на опушке или в поле, в заливных лугах, на берегу речки. Тут же и речку извилистую можно попытаться поймать в кадре. Фотографируя с берега озера, попробуйте скомпоновать кадр так, чтобы по краям в кадр лезли ветви, примерно на ¼-1/3 кадра, при этом горизонт по правилу трети. Не забывайте, что на небе тоже что-нибудь должно быть, в средней полосе это могут быть и серебристые облака летом, молодая Луна, крупное и заметное созвездие или млечный путь.
  3. Горы. Самый надёжный вариант для ночных пейзажей. Большинство удачных ночных снимков делаются именно в горах. На то несколько причин. Во-первых это более подходящие условия для астрофотографии, тёмное небо, отсутствие или минимум засветки от городов, меньше пыли в атмосфере из за высоты. Ну а во-вторых, горы всегда выглядят эффектно, и днём и ночью. Будьте готовы, что в горах, у вас может не оказаться переднего плана под рукой, а горы будут всё равно на горизонте. Здесь вам и пригодится более длиннофокусный объектив, от 24 до 50мм.

Ну а теперь самое интересное и не менее важное. Не ленитесь делать панорамы. В любых условиях, пробуйте. Даже с широкоугольными объективами можно делать панораму. Дело в том, что увеличивая число кадров, вы увеличиваете и разрешение итогового снимка, что положительно влияет на качество фотографии при печати, да и при просмотре на большом мониторе. Так же этот метод позволяет бороться с шумами на переднем плане и небе за счёт уменьшения масштаба. Ну а с более длиннофокусным объективом тем более, панорама позволяет добиться хорошего разрешения, как на небе, так и на земле.

Помните, что при размещении близко на переднем плане объектов обязательно используйте панорамную головку! В случае если ближайшие объекты от вас на расстоянии 30 и более метров, то можно в принципе и без неё обойтись.

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Aurora Borealis The Caucasus Mountains 2014 Горы Звёздное небо Звёздное небо в горах Звёздное небо за городом Звёзды ночью Кольский п-ов Млечный путь Млечный путь в горах Млечный путь над снежными вершинами Ночной пейзаж Ночной пейзаж в горах Ночной пейзаж у воды Отражение звёзд в воде Передний план Полярное сияние Северное сияние Северный Кавказ Фотографируем ночное небо Человек на фоне звёзд Чили
Показать все